:: Дошкольное учреждение № 466 :: Добро пожаловать!

Семинары

Главная : Педпроцесс : Семинары

 Семинар - одна из распространенных и эффективных форм занятий с педагогами в дошкольном учреждении.

Задачи семинара:

- повысить теоретическую компетентность педагогов, совершенствовать их профессиональное мастерство;

- способствовать развитию профессионально-личностных качеств:  учить анализировать и оценивать свое мнение, умения, развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде и др.

Виды семинаров: теоретический, проблемный, семинар-практикум, семинар-брифинг, практикум.

Теоретический семинар предусматривает рассмотрение вопросов теории воспитания и обучения дошкольников. Актуальными являются семинары,  включающие вопросы психологии дошкольников, гуманизации образовательного процесса и др.

Основой теоретического семинара являются:

- Развернутое собеседование по вопросам. Каждый вопрос плана обсуждается на основе выступлений, которые заранее готовятся педагогами. Выступающие педагоги могут пользоваться своими записями, однако нежелательно длительное чтение докладов.

- Важным этапом теоретического семинара является обсуждение рефератов. После рефератов можно организовать обсуждение по вопросам, подготовить оппонентов.

При использовании этой формы семинара руководителю необходимо помнить:

Заранее запланированные и специально подготовленные выступления дают возможность глубоко раскрыть тему; докладчики, используя различные источники, сообщают много интересной информации, сами занятия проходят оживленно. Педагоги, которые готовят выступления, учатся самостоятельно работать, отбирать наиболее ценную информацию, выделять главное. Однако, бывают ситуации, что желающих выступить с дополнениями, может и не быть, или запланированная дискуссия не развертывается. Тогда руководителю необходимо вместе с докладчиками назначить содокладчиков, или чтение докладов сочетать с собеседованием по отдельным вопросам. Можно специально планировать диспут, который отличается от дискуссии тем, что она заранее не планируется, а может возникнуть стихийно. Участие в диспуте побуждает активно использовать знания, оперировать ими. В итоге повышается качество знаний, на их основе формируются правильные суждения и убеждения. Каждый педагог сталкивается с необходимостью определить свое отношение к предмету дискуссии, привести веские доводы в защиту своей точки зрения. В такой ситуации каждый педагог внимательно слушает выступления своих коллег, критически воспринимает их, продумывает противоречия. В процессе диспута не рекомендуется излишнее вмешательство руководителя, однако он не должен занимать позицию стороннего наблюдателя. Важно направлять дискуссию в нужное русло, не дать уклониться от проблемы, которая обсуждается, сконцентрировать внимание на основном, в одном случае – «приглушить страсти», в другом, наоборот, - «подлить масла в огонь». 

Семинар-практикум включает в себя теоретическую и практическую части. Это широко используемая форма работы в дошкольном учреждении. Выбор темы семинара-практикума зависит от профессионального уровня педагогов, от годовых задач дошкольного учреждения и др. Обычно в семинар-практикум включаются консультации по теме семинара, работа с текстами консультаций или методических рекомендаций, нормативно-правовых документов, программой и др. В практической части семинара-практикума используются разнообразные активные методы, направленные на освоение практических умений и навыков: моделирование, самоанализ и самооценка с использованием оценочных шкал, разработка фрагментов планов, конспектов, сценариев, анализ педагогических ситуаций, материалов, упражнение в использовании каких-либо методов, приемов (рисования, лепки, методов ТРВ-ТРИЗ) и т.д. Практические задания педагоги могут выполнять индивидуально, в парах, в малых группах и коллективно.

К семинару-практикуму могут оформляться выставки: научно-методической литературы; игр, пособий; материалов из опыта работы педагогов и др.

Семинар-брифинг это разновидность теоретического семинара. Он позволяет максимально активизировать педагогов как в процессе подготовки, так и на самом занятии. Педагоги заранее не знают, на какой вопрос они будут отвечать, поэтому все готовят все вопросы.

Во время проведения семинара-брифинга работа организуется следующим образом: педагоги разделяются на подгруппы в соответствии с количеством обсуждаемых вопросов. При этом количество педагогов в группе может быть разным. Затем идет обсуждение вопросов в командах. Вначале первая команда раскрывает свой вопрос, при этом участвует каждый член подгруппы. Поскольку повторы недопустимы, то каждый вынужден говорить по существу. Затем к обсуждению подключаются другие команды с уточнениями, дополнениями по первому вопросу (на это заранее дается установка).  После обсуждения первого вопроса переходят ко второму, затем третьему и т.д. В конце руководитель подводит итоги работы семинара-брифинга.

Примерное содержание семинара-брифинга:

Тема «Современные подходы к организации образовательного процесса с использованием разнообразных методик и технологий».

План занятия:

1.   Вводная беседа, актуализация проблемы.

2. Закрепление, уточнение научных понятий: инновация, методика, технология, метод, прием.

3.   Слушание и обсуждение рефератов:

-     Методики и технологии физического воспитания дошкольников.

-     Методика и технологии экологического воспитания дошкольников.

-     Характеристика технологии «РТВ-ТРИЗ».

4.   Самоанализ и самооценка педагогами отношения к инновационной деятельности.

5.   Рефлексия «Острова».

6.   Подведение итогов работы семинара-брифинга.

 

Практикум предполагает освоение педагогами каких-либо практических навыков, необходимых им в профессиональной деятельности. Если необходимо, заместитель заведующего или кто-либо из педагогов, хорошо владеющий проблемой, обучает своих коллег, показывает и объясняет приемы работы, а затем педагоги сами изготавливают, упражняются в приобретении необходимых навыков.

Примерная тематика практикумов:

  • Изготовление различных видов театров для дошкольников.
  • Нетрадиционные техники изображения в изобразительной деятельности дошкольников.
  • Изготовление нетрадиционного физкультурного оборудования для детей.
  • Обучение детей основным движениям.
  • Обучение детей рисованию животных и фигуры человека.
  • Обучение дошкольников дизайну и др.

 

 

 

 

top