:: Дошкольное учреждение № 466 : Добро пожаловать!

Психогимнастика

Главная : Родителям : Оздоровительная работа : Здоровье психическое : Психогимнастика

Гимнастика маленьких волшебников

Быть здоровым — это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Великие поэты, вдохновляющие нас гимном прекрасному, часто отождествляют красоту и здоровье. Целостность, гармония человеческой личности проявля­ется прежде всего во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма, гармония самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе» лениться.

Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе, без принуждения. Дети, по каким-либо причинам не желающие выполнять упражнения могут просто наблюдать или выполнять частично. Дыхание при выполнении упражнений свободное, но с детьми 4-5 лет можно уже проводить задержку дыхания в игровых моментах. Дозировка и темп зависят от возраста детей, их настроения на данный момент.

Игра «Весёлая пчелка»

Вдох свободный, на выдохе звук «З-зз». Представляем, что пчёлка села на нос, на руку, на ногу.
(Учит детей направлять дыхание и внимание на опре­делённый участок тела.)

«Остров плакс»

Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и продолжают, реветь. При этом головы подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание вздох без выдоха (3 — 5 мин.). (Происходит насыщение крови кислородом.)

«Холодно-жарко»

Подул холодный северный ветер — дети съёжились в комочки. Выглянуло летнее солнышко,  можно загорать.  Дети  расслабились,  обмахиваются платочками (2 — 3 раза). (Напряжение и расслабление мышц туловища). Игра «Шарик»

Один ребенок имитиру­ет работу насоса со звуко­вым сопровождением. Остальные дети пред­ставляют себя воздушны­ми шариками, которые надуваются воздухом, по­степенно поднимая руки вверх, надувая щеки. Напряжение в руках, ногах, мышцах шеи, лица достигает предела. Шарик лопнул. И дети медленно расслабляют мышцы и в расслаблен­ном состоянии потихонь­ку опускаются на пол.

Шалтай-болтай (4-5 лет)

Дети стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст дети делают повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы. Можно при этом слегка ударять по пояснице в области почек.
Шалтай-болтай. 
Сидел на стене,
Шалтай-болтай
Свалился во сне.
Дети в расслабленном состоянии медленно опускаются на пол.

Игра «Зёрнышко»

Ребенок калачиком свернулся, сжался, но вот пригрело солнышко, полил дождик, «зёрнышко» зевает широко, с удовольствием начинает дви­гаться, затем медленно потягивает ножки-кореш­ки и ручки-росточки и начинает поворачиваться, поднимаясь росточками к солнышку.

Поза «Кошечки»

Ребенок в позе спящей кошечки лежит, мурлычет. Котенок встает на колени и выгибает спину со звуком «ш-ш-ш» 
(Обучает приемам саморасслабления).

«Кошечка проползает под забором».

Ребенок медленно опускается на локти, ягодица­ми садится на ноги и медленно, опустив голову, имитирует; продвижение под забором, ложится животом на пол и поднимается на вытянутых руках и выходит в позу «змеи».

Поза «змеи»

«Змея» плотно прижата животом к полу, упор на вытянутых руках. Голова гордо поворачивается влево-вправо, шипит Упражнение тонизирует и является профилактическим при заболевании почек.

Собачка

Исходное положение упор на руках и ногах. Ягодицы подняты вверх. Собачка лает, виляет хвостиком. Во время виляния хвостиком ягодички движутся влево и вправо.
Укрепляются мышцы рук, ног, улучшается кровоснабжение.

Кошка с собакой 

Исходное положение. Встать на колени, опираясь прямыми руками о пол, колени слегка расставлены, руки на ширине плеч. Опустить таз на ноги, голову прижать к груди, расслабиться. Кошечка спит, мурлычет. Кошечка увидела собачку, ребенок встает в и.п., затем, опустив голову, выгибает спину, живот (ш-ш-ш), возвращается в и.п.
(Улучшает состояние поясничного отдела, позвоночника и мышц живота, согревает. Если поза «кошечки» выполнена из положения руки согнуты в локтях, то улучшает состояние грудного отдела).

«Левушка»

И.П. Сидя на пятках, язык прижат к нёбу под зубами.  

«Лев ищет добычу» — ребенок поворачивается в левую сторону до предела, одновременно двигая язык за зубами в сторону поворота, как бы заглатывая его. Возврат в и.п., то же в правую сторону.

«Лев нашел добычу» — ребенок встает на колени, пальцы согнуты, как когти, сильно напряжены (или сжаты в кулаки). Глаза смотрят вверх, лев рычит, днем — со звуком, ночью — беззвучно (на выдохе). (Повторить 2-4 раза.)

Упражнение оказывает положительное воздействие на голосовые связки, миндалины и щитовидную железу.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ И ЗВУКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Цель — научить детей дышать через нос, а так же профилактика заболеваний верхних дыхатель­ных путей.

1. Погладить нос (боковые его части) от кон­чика к переносице — вдох-выдох. Вдох левой ноздрёй, правая; закрыта, выдох правой (при этом закры­вается левая). На выдохе постукать по ноздрям (5 раз).

2. Сделать 8-10 вдохов и выдохов через пра­вую и левую ноздри, по очереди закрывая отды­хающую указательным пальцем.

3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцем по крыльям носа.

4. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г-м-м-м», на выдохе то же самое, закрыв левую ноздрю.

5. Энергично произносить «п-б», «п-б», «п-б». произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.

6. Энергично произносить «т-д», «т-д», «т-д». Произношение этих звуков укрепляет мышцы языка. 

7. Высунуть язык, энергично произносить «к-г», «н-г». Укрепляются мышцы полости глотки.

8.   Несколько раз зевнуть и потянуться.

стимулирует  не  только   гортанно-глоточный  аппарат,  но и  деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

Гудок парохода

Через нос с шумом дети набирают воздух, задержав дыхание на 1-2 сек, с шумом выдыхают воздух чере губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлиннён).

Учит дышать в темпе 3-6 сек. (Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.)

Полёт самолёта

Дети-самолеты  «летают»   со  звуком   «у».   При  выполнении  пилотажа  взлёт—звук направляется к голове, !при посадке звук направляется к туловищу. Регулирует кровяное давление ребенка. (Учит дыханию в заданном направлении по представлению.)  

Покорители космоса

Дети садятся по-турецки, расслабляются, готовясь к полёту:

Полёт на Луну — на выдох дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно опускают.

Полёт на Солнце — также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.

Полёт к инопланетянам — на выдохе звук «а» нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела, словно выплеск. Появляется ощущение лёгкости, радости.

(На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс грязной энергии.)

Кто знает больше добрых слов?

Выбирается ребенок и о нём высказываются все положительные качества. «Милый, добрый, хороший, родной, нежный, чудесный, прекрасный, очаровательный, замеча­тельный, ненаглядный...» Цель: обогатить словарный запас, уметь видеть доброе в окружающих.

top