:: Дошкольное учреждение № 466 : Добро пожаловать!

Развиваем воображение

Главная : Родителям : Советы педагога-психолога : Развиваем воображение

      Воображение –  это способность представлять отсутствующий или не существующий в реальности объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Деятельность дошкольников и младших школьников во многом основана на воображении. Воображение тесно связано не только с эмоциями, но и с такими психическими функциями как восприятие, внимание, память, речь, мышление.

Вообще деятельность ребенка представить без активного участия воображения невозможно.

 

Когда ребенок рисует, происходит осмысление, «усвоение» новой информации. Ведь это только для нас слово «дом» имеет четкий образ, ребенку ещё предстоит этот образ создать, и процесс этот не так легок: множество образов надо объединить в один, придать ему черты универсальности, связать со словом. Рисунок – это не просто творческий процесс, это процесс интеллектуальный. Однако, согласитесь, для того, что бы увидеть в детском рисунке именно дом, необходима известная доля воображения.

Кроме того, воображение является необходимой составляющей интереса и любопытства, а значит, условием развития вообще. Ребенок, который не испытывает любопытства, это маленький старичок, который уже не может узнать ничего нового.

 

Однако, все это теория, а как обычно выглядит воображение детей на практике? «Мама, посмотри, что я нарисовал!» - «Извини, малыш, мне сейчас некогда, видишь, котлетки подгорают»…

 

Никто  не  сомневается, что среднестатистическая  мама  весь день прокрутившаяся как белка в колесе не чувствует в себе ни сил, ни энергии на детское творчество. Но ведь ваших сил оно и не требует. Разве только оборудовать место для таких игр и закрыть глаза на некоторый беспорядок.

 

Теперь, когда у ребенка есть место, осталось обзавестись оборудованием. Здесь также не стоит изобретать велосипед. Конечно, вам не обойтись без таких само собой разумеющихся вещей как клей, пластилин, бумага. А что касается остального… Наводя уборку в доме или шкафах вы часто выносите столько хлама. Попробуйте сортировать мусор. Возможно, съеденное молью платье не стоит выбрасывать целиком – отрежьте от него несколько лоскутков и сложите в «коробку для творчества». Сломался какой-то прибор, да так, что его уже не восстановить? Поломалась игрушка, обнаружились не комплектные шашки? В коробке для творчества найдётся место всему. А уж детская фантазия придумает из этого такое… Не зря же говорят, что для развития ребенка куда полезнее набор кубиков и строительных блоков, чем детская железная дорога с машинистом, пассажирами шлагбаумами и электроприводом.

Следующее необходимое условие детского творчества – изобразительная деятельность. Место для рисования, бумага, карандаши и, конечно, ваше внимание. Если мама не обращает никакого внимания на детские рисунки, то возможно, следующий рисунок появиться на обоях. Вообще, ценность и привлекательность предмета для ребенка дошкольника определяет взрослый. Если, принеся новый альбом или найдя место для рисования, мама потратит несколько минут на «презентацию»: «посмотри, какой удобный столик я для тебя придумала, вот карандашница и новый альбом, нарисуй для меня что-нибудь, пожалуйста. Первый твой рисунок мы повесим над твоим рабочим столом. Если нарисуешь лучше – заменим». Теперь можно заниматься своими делами, но не забудьте отвлечься от стирки-жарки-парки для того, чтобы обратить внимание на готовый шедевр. И не забудьте спросить, если вам что-то на рисунке не понятно.

Еще один незаслуженно забытый стимул развития детского воображения – сказка. Как правило, лучшее время для нее – перед сном. Ребенок не отвлекается, вы можете найти свободное время. Поверьте, никакие мультики не заменят живого общения. Кстати, читая детям сказку, не стремитесь быстренько «отстреляться и бежать». Настройтесь на то, что ребенок будет прерывать вас своими замечаниям и вопросами, не оставляйте их без внимания: ребенок осмысляет, думает, представляет, фантазирует, ему необходима ваша помощь.

  Итак, для развития детского воображения вам необходимо:

  • Наличие места, которое можно испачкать и «коробки для творчества», куда вы будете складывать то, «что нам не гоже».
  • Принадлежности  для  рисования:  бумага,  черновики,  фломастеры, карандаши и т.д.
  • Обязательный «семейный ритуал» – чтение сказки на ночь и беседа о ней (и не только).
  • Ваше внимание (можно без отрыва от основной деятельности): отмечание успехов ребенка, оформление подарков детскими силами, дарение детских поделок родственникам и знакомым, привлечение внимания самого ребенка к творческой деятельности: просьбы сделать что-то и непременная радость от конечного результата.

Если же детские игры захватывают и вас самих, мы предлагаем вам несколько игр и занятий 

Вариант 1. Вам понадобиться несколько листочков бумаги, на которых необходимо нарисовать фигуры неопределённой формы или простые геометрические фигуры (круг, квадрат и т.д.). Предложите ребёнку дорисовать каждый рисунок так, чтобы получился какой-то предмет. Рассмотрите вместе, на что может быть похожа та или иная закорючка, геометрическая фигура.

  

Вариант 2. Для этой игры вам потребуются картинки, которые не жалко разрезать на части. Количество частей – 6-8 (постепенно можно увеличивать). Вы выкладываете перед ребенком одну часть картинки и спрашиваете, что (кто) изображено на картине? Потом добавляете еще одну часть. Они не обязательно должны совмещаться между собой. Части картинки добавляются до тех пор, пока ребенок не сможет определить, каким было итоговое изображение. Лучше использовать картинки, на которых изображён один предмет, или иллюстрация к сказке, мультфильму.

Вариант 3. Игры со спичками. Не удивляйтесь. Спички или счётные палочки действительно замечательный раздаточный материал для развития воображения, мышления и конструктивных навыков. А главное, кроме них и свободного пространства вам больше ничего не понадобиться. Вы выкладываете на столе из спичек какую-то фигуру и просите ребёнка повторить как можно точнее. Постарайтесь использовать как можно больше палочек, если это будет дом – пусть будет многоэтажный. Когда ребенок повторит все ваши фигурки без ошибки, предложите ему выложить что-то свое.

top