:: Дошкольное учреждение № 466 : Добро пожаловать!

Поощрение и наказание

Главная : Родителям : Советы педагога-психолога : Поощрение и наказание

         Поощрение – сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание на всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приёмов, а есть уместные или неуместные.

Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. «куплю конфету – не куплю конфету». Это характерно и для семьи, и для школы. Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (ограничение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах – гнев).

Использование  только  материальных  форм  поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке «попадусь – не попадусь».

Использование  психологической  формы  воздействия  формирует совесть, как внутренний механизм контроля поведения.

Правила поощрения

По  своему  действию  похвала  похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна:

  • не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не свои трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
  • не хвалить больше двух раз за одно и то же;
  • не хвалить из жалости;
  • не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний» (знаков внимания от окружающих), желательно, разные по способу и степени проявления. 

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

  • Дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. 
  • Дети с обоснованным комплексом «сверх-полноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут.
  • Самолюбивые  дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться.

Выход: не хвалить открыто, а сообщать ребёнку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

Типы похвалы.

Компенсация. Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физических недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).

Аванс. Это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду. Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.  Используя «аванс»  как  тип  похвалы, не следует переступать черту дозволенного и не вводить ребёнка в заблуждение.

Подъёмная» похвала. Если  мы  собираемся  повышать требования к ребенку, то начинать это надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.

Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, что бы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.

Взрыв любви.  Это  скорая  психологическая  помощь. Используется  в крайних случаях, когда у ребёнка кризисное состояние.

Наказание

При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, о любви родителей к ребёнку и, одновременно, даёт ему "отпущение грехов".

Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребёнка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется.

При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия. Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

Рекомендуемые формы наказания

  • вынужденное безделье: сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
  • лишение поощрений и привилегий;
  • осуждение поведения;
  • народное средство.

Правила наказания

  • Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
  • Наказание никогда не должно вредить здоровью.
  • Если есть сомнения, наказывать или нет – не наказывать! Никаких наказаний  не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком  добрая/ый и мягкая/ий.
  • За один раз можно наказать только за один поступок. «Салат» из наказаний не для детей.
  • Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
  • Наказан – значит  прощён;  страницу  жизни  перевернул – никаких  напоминаний.
  • Любое  наказание  не должно  сопровождаться  унижением,  не должно рассматриваться как тождество силы взрослого над слабостью ребенка.
  • Ребенок  не  может  не  огорчать – это  нормально,  поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребёнка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Нельзя наказывать лишением любви!

top