:: Дошкольное учреждение № 466 : Добро пожаловать!

Сказкотерапия

Главная : Родителям : Советы педагога-психолога : Сказкотерапия

                                     Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребёнок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить её описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет ― апогей сказочного мышления. Сказка ― это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

 

По  мере  расширения  сферы  общения  дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребёнок должен научиться преодолевать  ситуативные  эмоции,  культурно  управлять чувствами. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, справиться со страхами. Для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления.

Ребёнок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. Можно также предложить ему нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребёнка дошкольного возраста:

  • потребность  в  автономности.  В  каждой  сказке  герой  действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;
  • потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;
  • потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идёт, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Сказка заставляет ребёнка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

 Ниже приведены несколько вариантов «сказочных» игр для детей дошкольного (младшего школьного) возраста, которые мы рекомендуем для использования. 

Упражнение «Волшебники»

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Вначале ребенку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц».

Вторая часть задания: ребенок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил «злой» волшебник и как его победил «добрый».

Третья часть: изобразить «злого» и «доброго» волшебников через пантомимику, придумать для каждого из них танец.

 Целесообразно сделать выставку рисунков и обсудить их. 

 

Упражнение «Сочиним сказку»

(для детей от пяти лет)

Цель:  развитие  воображения,  вариативности  мышления,  гибкости поведения.

Ведущий начинает историю: «Жили-были…», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь доходит опять до ведущего, он направляет сюжет сказки, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается. Затем ребятам предлагается нарисовать иллюстрации к сказке. Если сказка получается интересной и нравится детям, её можно проиграть, распределив роли между всеми участниками.

 

 Упражнение «Тень»

(для детей от пяти лет)

Цель: снятие мышечного напряжения и развитие координации.

Один ребенок ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они - его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

 

Упражнение «Стойкий оловянный солдатик»

Цель: обучение саморегуляции.

Педагог или родитель: - Когда ты сильно возбуждён и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты ― стойкий оловянный солдатик на посту, ты честно несёшь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. Молодец! Когда один ребёнок изображает солдатика, другим детям предлагается изобразить остальных героев сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»: балерину, чёрта в табакерке и др. Рекомендуется всем ребятам побыть в разных ролях.

top