:: Дошкольное учреждение № 466 : Добро пожаловать!

Валеологическое воспитание

Главная : Родителям : Оздоровительная работа : Валеологическое воспитание

Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья.

Формирование у детей валеологической культуры включает:
• валеологические знания;
• интерес к оздоровлению собственного организма и сознательную установку на ведение здорового образа жизни;
• развитие навыков и формирование привычек ведения здорового образа жизни;
• ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих. Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Главная цель валеологического образования - помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать малышу понять, что здоровье - главная ценность жизни человека.
Валеологизация педагогического процесса в детском саду строится таким образом, чтобы создать педагогический процесс на единых требованиях к охране здоровья, физическому и общему развитию ребенка.

Принципы валеологического образования дошкольников:

1. Системный  подход - то  есть  воспитание  осуществляется  в  связи  с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребенка. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью.
2. Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении усилий всех специалистов детского сада и родителей.
3. Принцип  «Не  навреди»  предусматривает  использование  в валеологической работе только безопасных приемов оздоровления.
4. Принцип  гуманизма.  В  валеологическом  воспитании  признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
5. Принцип альтруизма предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: «Научился сам - научи друга».
6. Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.

Овладение детьми валеологическими знаниями и умениями происходит через самые разнообразные формы работы. Это занятия-игры, занятия-беседы, экскурсии, целевые прогулки, спортивные праздники и развлечения. Мероприятия валеологической направленности органично вплетаются во все режимные моменты (кормление, умывание, сон и т. д.) и деятельность детей.

На занятиях по валеологии дети знакомятся:

• с элементарными знаниями о внешних органах человека, то есть теми, какие доступны для изучения и наблюдения;
• с основами первой помощи при травмах;
• с основами безопасности поведения;
• приобретают навыки ухода за органами;
• приобретают навыки сохранения и укрепления осанки, профилактики плоскостопия.

Среди методов и приёмов используются: беседы, дидактические игры, труд, наблюдения, чтение книг, решение житейских ситуаций, сюжетно-ролевые игры. В связи с тем, что дети 5-7 лет способны к элементарному анализу и синтезу, предполагается экс-периментирование, элементарные опыты, длительные наблюдения, валеологические тесты и задачи. Широко применяется ТСО: профосмотр видеозаписей и прослушивание аудиозаписей.

В оздоровительную работу включаются следующие моменты:

1. Обучение детей таким средствам и методам оздоровления, как точечный массаж; ручной массаж лица, ладоней, ушной раковины; упражнения на расслабление мышечного напряжения (релаксация), психогимнастика, гимнастика для глаз и другие виды гимнастик).
2.Формирование навыков саморегуляции поведения (коммуникативные игры, игры на развитие эмоциональной сферы).
3. Проведение оценки и контроля уровня соматического здоровья детей.
4. Организация работы по оздоровлению детей через систему занятий в валеологическом центре. Среди них можно выделить живопись с помощью пальчиков, рук, ног с последующим успокаивающим массажем; включение в занятия валеологических песен, релаксационных музыкальных фрагментов, оздоровительных игр, просмотров мультфильмов, развивающих программ валеологической направленности («Азбука безопасности», «Правила хорошего тона», «Улица сезам», «Смешарики»).
5. Реализуются валеологические проекты («Полезные продукты»; «Человек и его защита», «Секреты питания», «Настроение» и др.).
6. Пропаганда здорового образа жизни среди педагогов и родителей посредством конкурсов, спортивных мероприятий и др.

Система работы по валеологическому воспитанию позволит выработать разумное отношение детей к своему организму, привить культурно-гигиенические навыки, помочь ребенку приспособиться к постоянно меняющимся условиям окружающего мира, что проявляется в устойчивости к экстремальным ситуациям, невосприимчивости организма к неблагоприятным факторам. Нужно отметить, что наши дети физически развиты и подвижны. С каждым днем они становятся валеологически грамотней. Дети знают, как не навредить своему здоровью, как действовать в экстремальных ситуациях и многое другое. Имеют элементарные представления об анатомии и физиологии человека, гигиене питания, сна, кожи.

Таким образом, можно сказать, что валеологическая работа не проходит бесследно. Нетрадиционный подход к оздоровительно-профилактической работе с детьми дошкольного возраста имеет огромный воспитательный потенциал. Это очень важно в воспитании здорового поколения.

top