: Дошкольное учреждение № 466 : Добро пожаловать!

ПКПП

Главная : Наш сад : Специалисты : ПКПП

УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГИ, РАБОТАЮЩИЕ В ПКПП:

Конухова Татьяна Александровна

Образование: высшее специальное
Первая квалификационная категория

Станишевская Светлана Ивановна

Образование: высшее специальное
Без категории

  • ПКПП – пункт коррекционно-педагогической помощи (логопункт), основной целью работы которого является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим легкие нарушения речи. 

    Отличия ПКПП от речевой группы.

    1) Учитель-дефектолог в логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в специальной (логопедической) группе. Работа учителя-дефектолога строится с учетом внутреннего расписания учреждения дошкольного образования. 

    2) В отличие от специализированных групп, задача коррекции речи в логопункте является дополнительной. В расписании занятий групп нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому учителю-дефектологу приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению учебной программы дошкольного образования. 

    3) Нет тесной взаимосвязи с воспитателями дошкольного образования. Педагоги работают по своим планам и не имеют возможности осуществлять постоянный контроль за правильным произношением звуков. 

    4) В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на учителя-дефектолога приходится 12 детей (при условии соблюдения нормы). В логопункт дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у логопеда занимается более 24 детей.

    5) В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое нарушение, что определяет программу занятий. В логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР, заикание, дизартрия и комбинированные дефекты).

    6) Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в логопункте являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Занятия кратковременные (15-20 минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения. Логопед в логопункте вынужден подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети речевой группы детского сада. 

    Поэтому, дети со сложными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР), посещавшие ранее речевую группу, зачастую, лучше подготовлены к школе, чем дети с такими же диагнозами, но посещавшие логопункт в учреждении дошкольного образования.

    Что делает учитель-дефектолог? И в чем отличие логопеда от учителя-дефектолога?

    Дефектолог - специалист широкого профиля, работающий со всеми категориями детей с особенностями психофизического развития (далее ОПФР).
    Уровень подготовки учителя-дефектолога предполагает наличие у него навыков логопедической коррекции, он владеет приемами работы по развитию речи, а также приемами коррекции звукопроизношения.
    Логопед изучает причины и структуру нарушений речи, определяет пути исправления речевых дефектов, подбирает обучающие и воспитательные приемы и средства для правильного развития речи.
    Логопед занимается любыми речевыми проблемами в любом возрасте. Также работает над развитием у ребенка памяти, внимания, мышления, восприятия, произвольности, моторики и т.д, он владеет всеми необходимыми для этого приемами работы и методиками.
    Таким образом, кратким ответом на вопрос «Есть ли различия между логопедом и учителем-дефектологом в рамках работы ПКПП?» - будет ответ: «Нет».

    Как «попасть» на занятия к учителю-дефектологу (логопеду) в ПКПП?

    Согласно Положению о ПКПП (Постановление Министерства образования РБ от 20.10.2011г.) зачисление детей в ПКПП (при наличии мест) осуществляется приказом руководителя детского сада  на основании следующих документов:
    1)   Заявления законного представителя ребенка.
    2) Заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).

    Следовательно, учитель-дефектолог самовольно не может зачислить ребенка на занятия.

    С какими речевыми нарушениями зачисляют в ПКПП?

    В логопедический пункт зачисляются дети с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических групп) речевыми нарушениями. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь  зачисляются дети 5-6 лет, которым через год поступать в школу, т.е. воспитанники старшей группы, а также те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.
    Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями: 
    - нарушение произношения отдельных звуков (артикуляторно-фонетическая дислалия);
    - нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия (фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), акустико-фонематическая дислалия); 
    - грубые нарушения звукопроизношения, обусловленные неразвитым мышечным тонусом (стёртая форма дизартрии, артикуляторно-фонематическая дислалия);
    - заикание (лёгкая степень);
    - Общее недоразвитие речи 3 уровня (ОНР 3 уровня);
    - НВОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи) у детей со стертой формой дизартрии, или  НВОНР не осложненное.

    Как часто проводятся коррекционные занятия и в какой форме?

    Фронтальные (с группой детей) — 1-2 раз в неделю,  индивидуально-подгрупповые занятия — 1-2 раза в неделю. 
    Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. 
    Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста ребенка и его психофизических особенностей. 
    В основном индивидуальные занятия  на логопункте длятся от 10 до 20 минут. 
    Цель групповых занятий – развитие фонетико-фонематического восприятия и обучение элементам грамоты; формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.
    Цель индивидуальных логопедических занятий - коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

    Нужно ли делать домашние задания и как?

    Для преодоления речевых нарушений необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
    Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
    - не ругать ребенка за неправильную речь;
    - ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
    - не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
    - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
    Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. 
    Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.
    Весь речевой материал, полученный в качестве домашнего задания от логопеда, должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания:
    - задания должны быть прочитаны ребенку;
    - все задания выполняются до конца.

    Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

top